bdsm… всего-то четыре буквы, к тому же, и не всякому понятные. а между тем, за этой жестковатой аббревиатурой скрывается целый огромный мир – тоже, разумеется, довольно жесткий. хотя, постойте. правильнее будет сказать, что это – интернациональная мегакорпорация, хорошо организованная, разветвленная и имеющая свои филиалы в самых отдаленных уголках планеты, но при этом… не имеющая единого центра и совета директоров. общество, хоть и тайное, но весьма многочисленное и незримо влияющее на довольно многие процессы в повседневной жизни нашего мира. субкультура, оказавшая и продолжающая оказывать огромное влияние на множество других субкультур.
заинтригованы? желаете узнать больше? тогда отбросьте страх, сделайте шаг вперед и потяните за потемневшее от времени серебряное кольцо в обитой железом массивной двери. слышите, как там, в глубине подземного яруса рычат и скрежещут дьявольские машины? о, они расскажут вам о боли все, и даже больше! вот-вот ляжет на глаза мягкая бархатная повязка, а вслед за этим стек погонщика обожжет кожу между лопаток, направляя движения…

пинхед и компания

the box. you opened it – we came.

hellraiser

думается, те, кто “в теме”, сразу все поняли, едва увидев первые четыре буквы. для тех, кому пока еще что-то неясно, поясню: предметом сегодняшнего обсуждения является садомазохизм, который, в сочетании с практиками доминирования и подчинения, и является тем самым загадочным bdsm. впрочем, я уверен, что для большинства из вас ничего загадочного в этих буквах нет. ведь невозможно быть фанатом метала, индастриала, готики, дарквейва, или тяжелой электроники, и при этом не встретить хотя бы одного упоминания об этом в песне кого-нибудь из своих любимых артистов. но журнал darkcity читают не только закоренелые фанаты, и, весьма вероятно, кто-то действительно столкнулся с данным предметом впервые в жизни. так что расшифровка, все же, считаю, была не лишней.
хотя, наверное, стоит сделать ее даже более детальной, ведь смысл англоязычного выражения bdsm вовсе не равнозначен привычному нам “садомазохизму”, и включает в себя гораздо большее число психофизических практик. итак:

bd (bondage & discipline). неволя и дисциплина, воспитание. связывание, ограничение подвижности, игровое подчинение, унижение, телесные (и не только) наказания.

ds (domination & submission). доминирование и подчинение. уже не игровое подчинение и господство. отношения, в которых, в результате предварительной договоренности присутствует неравноправие партнеров.

sm (sadism & masochism). ну а это уже, собственно, садомазохизм, то есть – практики, связанные с получением удовольствия от причинения или переживания физической боли.

возникновение известной нам сегодня аббревиатуры было вызвано тем, что изначально bd и ds считались частью садомазохизма, что не нравилось приверженцам данных направлений. садисты любят причинять боль, мазохисты – испытывать ее. но вот господство и подчинение проявляются в большей степени на психологическом уровне. не все мазохисты пассивны, и не всем подчиняющимся нравится испытывать боль. не все садисты доминируют в отношениях, и, наоборот, не все “господа” являются садистами. после некоторых дискуссий с участием всех заинтересованных сторон была введена общая аббревиатура bddssm, практически сразу же сокращенная до bdsm. ее появление относят к началу 1990-х годов.
не так давно московское издательство “эксмо” выпустило долгожданное переиздание культового романа клайва баркера “восставший из ада” (в предыдущий раз он издавался на русском языке лет 15 назад). а эта книга, как известно, полностью завязана на мотивах bdsm. так что, именно очередную реинкарнацию демона пинхеда я и предлагаю считать отправной точкой для появления на свет данного материала…

“перед ним открывались врата к наслаждениям, доступным воображению лишь горстки человеческих существ, еще меньшими испытанным – наслаждениям, углубляющим и обостряющим чувства, которые вырвут его из скучного замкнутого круга: желание, совращение и разочарование – круга, из которого он не в силах был вырваться с юношеских лет. новое знание совершенно трансформирует его, ведь верно? никто не сможет испытать такую глубину чувств и ощущений и не перемениться под их воздействием”.

к таким вещам готовил себя баркеровский персонаж фрэнк, пытаясь разгадать секрет легендарной шкатулки лемаршана. правда, он не знал, что у проводников в этот дивный новый мир – демонов-сенобитов – бытуют несколько иные представления об удовольствиях. другими словами, за гранью человеческого бытия облапошенному фрэнку было предложено то самое “садо-мазо”, только возведенное в абсолют. его разорвали на куски…
сам баркер, несмотря на обилие “форматных” сцен в его кинематографических и литературных произведениях, садомазохистом не является. тем не менее, он входит в число главных кумиров так называемого “кожаного сообщества” – садомазохисты всего мира регулярно осыпают писателя поздравлениями, благодарностями и подарками.
но истыканный гвоздями пинхед – не просто плод гипертрофированного воображения именитого британца. будучи определенным образом интерпретированы и видоизменены, многие идеи, заложенные в произведениях клайва баркера, почерпнуты на деле из реальной жизни. ведь перформансы с элементами насилия и членовредительства – дело столь же древнее, как, пожалуй, актерское и цирковое искусство в принципе.
в начале 80-х в лондоне был популярен состоявший из дианы роджерсон и джил вествуд перформанс-дуэт с запредельным названием fistfuck (значение этого слова – тема уже для совсем других журналов). девицы творили на сцене сумасшедшие вещи: ритуально унижали мужчин, мочились на них, и привязывали к стульям под экстремальный нойз и звуковые коллажи.
это известно сегодня, благодаря воспоминаниям двух джонов – бэланса и гозлинга, бывших участниками множества индустриальных и эмбиентовых коллективов (наверное, и не стоит в очередной раз их все перечислять). эти ребята и сами были изрядными мастерами покуролесить в соответсвующем стиле. из воспоминаний джона бэланса: “помню, как однажды я обернулся, а у гозлинга в руке оказался скальпель, и он начал резать себя вокруг черепа, по всему телу, а когда дошел до языка, то резанул себя прямо по нему! у него по языку шла кровавая полоса, покрытая блестками. сам бэланс говорил, что у них с приятелем есть потайная комната, куда они заводят парней, чтобы колоть их палками для скота.
к слову сказать, именно эта гоп-компания – герои лондонского индустриально-эзотерического подполья – претендовала на роль “отцов-вдохновителей” клайва баркера – бэланс и его коллега по группе coil стивен трауэр, утверждали, что идеи, лежащие в основе вселенной hellraiser, возникли у баркера именно после общения с ними.

властелин боли, или “наш сад”

“так, во время программы “наш сад” никите несколько раз привиделся основатель полового извращения, на французском маркизе был клюквенный стрелецкий кафтан с золотыми галунами, и он звал с собой в какое-то женское общежитие”.

виктор пелевин, “спи”

даже много лет спустя после смерти маркиза де сада мир продолжает ощущать угрозу, исходящую от этого имени при каждом его упоминании. те, кто слышал данное имя, порой вздрагивали, но редко оставались безучастными. де сад имел множество последователей среди писателей, художников, кинорежиссеров и музыкантов, а кое-кто даже присвоил ему эпитет “божественный маркиз”. но для ханжеского мира обывателей эти люди с их богемным образом жизни представляются меньшинством с извращенными взглядами.
сегодня де сад известен в первую очередь как основоположник психофизиологической практики, называемой в его честь садизмом (многие, впрочем, считают ее психопатологической). но сам одиозный аристократ полагал себя в первую очередь писателем. однако он из той породы литераторов, чью биографию читать намного интереснее, чем большинство из созданных ими произведений. большая часть литературного наследия маркиза невыразимо скучна, совершенно не скандальна, и не способна шокировать даже самого взыскательного моралиста. но есть у него и такие вещи, которые некогда считались настолько опасными для человеческого разума, что на протяжении двух столетий после того, как сад написал их, практически не публиковались. в первую очередь это касается таких книг, как “120 дней содома”, “новая жюстина”, “жюльетта” и “философия в будуаре”. в девятнадцатом веке бытовало мнение о том, что людям, которые читают труды “этого монстра”, грозит гибель души и тела. имелась информация о девушках, которые, прочитав произведения е сада, сходили с ума или кончали жизнь самоубийством.
истерзанное болезнями, разбухшее тело донасьена-альфонса-франсуа де сада в 1814 году отправилось к месту его безвестного захоронения на кладбище в шерантоне. но его безжалостный разум продолжает жить на страницах его знаковых литературных произведений. одним из наиболее примечательных свойств интеллекта маркиза была его гибкость, которую не смогли сломить ни два вынесенных французским судом смертных приговора (их исполнения де саду удалось избежать), ни двадцать семь лет, проведенных в тюрьмах и психиатрических лечебницах, как монархического режима, так и эпохи революции. такой опыт не мог не расцвести ядовитым цветком альтернативной жизненной философии, тайно излагаемой на протяжении долгих лет тюремного заключения (в некотором роде маркизом де садом наших дней можно, наверное, назвать варга викернеса). в устройстве вселенной де сада словно не существовало ни бога, ни нравственности, ни любви, ни надежды – только вырождающееся человечество, охваченное последним эротическим экстазом и братоубийственным безумием. убийства, грабежи, насилие, мужеложство, кровосмешение, проституция – вот логические средства, ведущие мир к такому финалу. но, если бы де сад выступал в качестве проповедника такой системы, ему не нужно было бы отвергать существующий порядок (а ведь маркиз являлся тем еще бунтарем по своей природе, он “всегда был против”, подобно егору летову). источником вдохновения для его трудов стали мрачные годы террора и кровавого правосудия бурбонов.
клайв баркер в “восставшем из ада” упоминает о том, что маркиз де сад якобы некогда владел шкатулкой лемаршана, и продал ее, чтобы купить бумагу для написания романа “120 дней содома”.
культурное наследие маркиза де сада, выраженное в его прямом или косвенном влиянии на современную музыку, поистине огромно. бессменный участник всех посвященных маргиналиям обзоров, элис купер, спел однажды и такое: “de sade is gonna live in my mouth tonight” (песня “unfinished sweet” с альбома “billion dollars babies”). ну а в затылок куперу привычно дышит дэни филтс (зарекся я, было, о нем писать, да куда уж там – наш пострел, как говорится, везде поспел). в песне cradle of filth “babalon ad (so glad for the madness”) с диска “damnation and a day” рассказчик (являющийся по сюжету альбома дьяволом) сообщает, что “диктовал маркизу самые острые из его творений во время тюремного заключения в бастилии”.
даже в творчестве такой, казалось бы, тихой и мирной группы, как enigma, наличествуют де садовские мотивы. знаменитая композиция “sadeness” с их одноименного группе дебютника 1990 года – это не напечатанное с ошибкой английское слово “грусть”, а нечто совершенно иное, означающее “одержимость де садом”.
в 1979 году в лондоне образовалась и группа, одноименная с одним из основоположников bdsm – marquis de sade, исполнявшая нечто вроде психоделического рок-н-ролла. однако серьезного следа в истории музыки она не оставила.
но, разумеется, наиболее интересными являются вещи, посвященные не личности самого маркиза, а созданные на основе разработанных им философских идей. вот, например, в репертуаре злобных электронщиков alien vampires выделяется песенка с недвусмысленным названием bdsm – выделяется не только тематикой, но и лихими металлическими риффами, не слишком характерными для большинства прочих песен этой формации. впрочем, в этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что основатель alien vampires, nysrok infernalien, играл раньше в блэк-группе aborym.
российский электронный проект knejerk предлагает собственное видение “философии в будуаре” в композиции под названием “digital bdsm”. скажу вам честно – данный трек является именно тем, что обещает название – такой бешеный напор цифрового хардкора выдержит далеко не каждое ухо.
вообще, образ жестокого и безжалостного убийцы-садиста эксплуатируется музыкантами нещадно, я бы даже сказал – с истинно садистским рвением. думаю, никому здесь не нужно разъяснять, что собой представляет группа, которая даже назвалась в честь подобного персонажа – sadist. или напоминать, как называется вышедший в 1992 году альбом “коррозии металла”.
однако тема садизма вовсе не является прерогативой обладателей длинных шевелюр и крутых гитар. мир электронной музыки также интересуется этим. в частности, альбомы бельгийского проекта suicide commando “bind. torture. kill” и “implements of hell” посвящены, соответственно, серийным убийцам деннису рейдеру и альберту фишу – оба этих мерзавца были законченными садистами.
однако не стоит думать, что музыканты, которые поют об этих вещах, поголовно съехали с катушек. ведь никто из них не призывает начинать издеваться над детьми и женщинами (а если кто и пытается всерьез такое пропагандировать или практиковать – тот быстро оказывается там, где нужно, сиречь в тюрьме или психушке). даже когда кто-нибудь перевоплощается в садиста по сюжету песни, во главу угла всегда ставится осуждение порока – артист как бы вещает от имени зла, но сам не становится с ним на одну сторону.

оторви мне чего-нибудь, укуси меня за…

потому что больше жизни
тайной страсти жаркий вздох,
потому – судьба капризна,
знает герр захер-мазох.

пикник. “герр захер-мазох”.

но не маркизом де садом единым жив современный любитель острых ощущений, ведь у движения был и еще один “сооснователь”, носивший забавную для русского уха фамилию захер-мазох. впрочем, в данном случае фамилия, все-таки, оказалась говорящей, ведь этот человек наверняка любил, когда его дергали за “это самое” – получать удовольствие от болевых ощущений он начал еще в свои детские годы.
леопольд фон захер-мазох родился в 1836 году, в городе лемберге (сейчас он называется львов). когда мальчику было двенадцать лет, его семья переехала в прагу. уже в детстве в нем начали проявляться склонности, которые потом и сделали его знаменитым. захер-мазоха привлекали сцены насилия. ему нравилось подолгу рассматривать картины с изображением казней, а любимым чтением были жития мучеников. важной личностью в его жизни стала родственница по отцовской линии, графиня ксенобия (интересно, не от ее ли имени клайв баркер образовал название своих знаменитых демонов-сенобитов?), которая была чрезвычайно красивой, и в то же время жестокой женщиной. однажды, играя в прятки со своими сестрами, он спрятался в спальне графини, где стал свидетелем того, как сначала женщина привела любовника, а несколькими минутами позже в будуар ворвался ее супруг с двумя друзьями. ксенобия побила и выгнала троих непрошенных гостей, любовник убежал, а леопольд неосторожно выдал свое присутствие, после чего графиня побила и его. однако от ее ударов мальчик чувствовал необъяснимое удовольствие. любовник ксенобии вскоре вернулся, а маленький захер-мазох, спрятавшись под дверью, слышал удары кнута и стоны мужчины. обиды, кнут, и меха, которые любила носить графиня, стали постоянными мотивами в творчестве леопольда захер-мазоха.
как и его “компаньон” де сад, сей персонаж вдохновил на творческие подвиги довольно многих музыкантов. однако даже при самом поверхностном взгляде на этот культурный пласт можно заметить, что артисты считают мазохизм значительно более возвышенным и утонченным развлечением, нежели садизм. в то время, как последний воспевается (или же порицается), в основном, в предельно жесткой форме (black, death, thrash, industrial, dark electro), идеи леопольда захер-мазоха воплощаются в существенно более изящных музыкальных формах, которые вполне могут быть комфортны не только для слуха ценителей экстремального саунда. песню под названием “venus in furs” (“венера в мехах” – название самого известного произведения захер-мазоха) можно встретить в репертуаре следующих артистов: velvet underground, the smashing pumpkins, monster magnet, the eden house, melvins, siouxie and the banshees, christian death. почти все это – не просто мэйнстрим или андеграунд, а так называемая “музыка для интеллектуалов”, продукт для той категории слушателей, что коротает вечера за чтением патрика зюскинда, генри миллера, уильяма берроуза… или все того же леопольда захер-мазоха.
собственно говоря, даже само название группы лу рида velvet underground взято не с потолка, а навеяно все той же bdsm-культурой. так называлась книга о садомазохизме, оставленная предыдущим жильцом в нью-йоркской квартире, в которой поселился рид.

бог метала и не только

– вась, а ты знаешь, что профессор, который живет в нашем подъезде на пятом этаже – “голубой”?
– подумать только! семь лет с ним сплю, и даже не догадывался, что он профессор!

народное творчество

один из самых титулованных (да хотя, наверное, самый титулованный, статус “god of metal” – это вам не хухры-мухры), роб хэлфорд, также имеет к миру bdsm не последнее отношение. он не только практиковал это сам, но и сделал садомазохистское одеяние неотъемлемым атрибутом рокерской субкультуры. для этого оказалось достаточно начать выходить на сцену в “тематических костюмах”, которых у роба было (и есть) как у дурака махорки. его манера одеваться сначала была перенята остальными участниками judas priest, а после породила такую волну подражаний, что к сегодняшнему времени в проклепанную кожу с шипами и цепями оделись даже те, кто не знает, что хэлфорд – садомазохист и гей. хотя, на самом-то деле роб стремился как раз обособиться от общей массы музыкантов, привнести в свой сценический образ нечто свежее и оригинальное.
костюмы фронтмена judas priest не менее знамениты, чем его великолепный голос. а ведь пришли они (отрицать это просто бессмысленно) из мира хардкорных гомосексуалистов, вдохновленных байкерской культурой и слегка видоизменивших ее на свой лад.

“все рассуждения о том, могут или не могут быть ангелы ада латентными садо-мазохистами или подавленными гомосексуалистами – а если могут, то в какой степени – лично для меня после года тесного общения с мотоциклистами-outlaws совершенно неуместны. образ жизни и поведение ангелов ада не может моментально измениться или смягчиться, если каждая газета в стране объявит их брутальными гомосексуалистами. я никогда не слышал, – и это очень важно! – чтобы кто-нибудь, кто хорошо их знал и имел с ними какие-либо личные отношения, разделял фрейдистскую точку зрения. наверное, потому, что каждый человек, который проводит время с ангелами ада, отлично видит разницу между мотоциклистами-outlaws и “кожаными” культами гомосеков. у стен любого клуба, где полно ангелов ада, обязательно выстроится у края тротуара целый ряд лютых байков. в “кожаном” баре на стене висят сюрреалистические рисунки мотоциклов, и бывает (правда, не всегда), что снаружи припаркованы один или два огромных, со всеми причиндалами, “харлея” – вполне доведенные до ума образцы, с защитными стеклами, радио и красными пластиковыми сиденьями. различие столь же очевидно, как между профессиональным футболистом и оголтелым фанатом. первый – исполнитель своей роли в жестоком и уникальном уголке реальности; другой – пассивный поклонник, служитель культа и – иногда – неряшливый подражатель стилю, очаровавшему его, потому что он сам безнадежно оторвае от реальности, с которой он сталкивается, просыпаясь каждое утро”, – хантер с. томпсон, “ангелы ада”.

хэлфорд, сам бывший завсегдатаем и тех, и других клубов, вернул кожано-клепаную моду туда, где она и должна быть – на подмостки рок-сцен. сегодня у него есть собственная компания, продвигающая хард-рок моду в массы – metal god apparel.

повесь их повыше

time
to leave this life behind
to leave this state of mind
to say farewell
leave this hell
fear
now that the end is near.
there”s no way out of here
now that you dead
came way to near.

neuro suspension
eternal life expansion.

suicide commando. “neuro suspension”.

вот уже более четверти века иглоголовый демон пинхед проливает кровь и раздирает крючьями человеческую плоть на домашних экранах всего мира. думаете, то, что он творит – такая уж фантастика? вовсе нет. по улицам российских городов тоже бродит немало последователей кровожадного сенобита, но еще больше – людей, готовых добровольно быть насаженными на их сверкающие крючья, да еще и заплатить за это деньги…
suspension, или подвешивание. в последние годы данное действо стало почти таким же неотъемлемым элементов музыкальных мероприятий (но не концертов dimmu bilan, конечно), как стриптиз или файр-шоу. в чем суть? да как это, в чем? берут человека из зрительного зала, продевают ему в нескольких местах через кожу металлические крюки, да и подвешивают над сценой. нет, не спешите сдавать билеты на субботний рок-концерт. силком вас на крючья никто не потащит. на таких вечеринках, как и в домашних спальнях цивилизованных садомазохистов, все происходит сугубо добровольно.
возможны разные ритуалы подвешивания: за колени, локти, икры, спину, и даже в позе лотоса. думаете, мало кто этим увлекается? а вот и нет, у подвешивания очень много фанатичных приверженцев, и порой они попадаются среди людей, от которых этого совершенно не ожидаешь. так что повнимательнее присмотритесь к своим соседям…
история ритуала подвешивания уходит своими корнями в древние эзотерические практики североамериканских индейцев (кажется, почти все элементы, использующиеся в современной рок-культуре, имеют магическое происхождение). подвешивание в их культуре использовалось при посвящении мальчиков в мужчины. также его практиковали шаманы для входа в транс. в те стародавние времена крюки не использовались. вместо них сквозь человеческую кожу продевались кожаные же ремни. с помощью этих ремней участников ритуала подвешивали на древесных ветвях. довольно часто обряд заканчивался только тогда, когда кожа человека разрывалась от тяжести тела.
позже эта традиция была возрождена американскими любителями экстремальных развлечений. а на сегодняшний день подвешивание распространено по всему миру, но кожаные ремни заменены стерильными крюками (или прутьями) из прочного металла, а длительность церемонии зависит исключительно от желания заказчика.
от того, какие материалы используются при подвешивании, зависит и то, каким будет результат. кроме того, что крюки и иглы для проколов должны быть сделаны либо из титана, либо же из хирургической стали, они должны быть еще и абсолютно стерильны.
процедура подвешивания частично смоделирована в одном из самых эффектных клипов lacrimosa – “siehst du mich im licht?”. в нем тило вольфа и анне нурми подвешивают не на настоящие крючья, а на металлические каркасы. ещё одна типичная для bdsm ситуация – избиение мужчины “госпожой” – была продемонстрирована в их клипе на песню “stolzes herz”.

квинтэссенция экстрима

– чего вы ржете? вы еще остальных не видели!!!

народное творчество

если и существует на свете настоящая “колыбель мерзости” (мерзости в хорошем смысле этого слова), то это – вовсе не симфо-блэкерская группа из графства саффолк, а финский передвижной балаган под названием circus mundus absurdus. если с пьяных глаз забрести не в тот клуб и попасть на их шоу, то можно, наверное, подумать, что ты угодил прямехонько в преисподнюю. пятеро финских фриков совместили в своем шоу все самое эпатажное, шокирующее и экстремальное, что только есть в этом мире, и у “добропорядочных граждан” от этого шоу уж точно мозги вскипят. эти парни разве только мочу на сцене не пьют. а так – обильные татуировки по всему телу, модификации (включая изящные металлические рожки на головах), самоподжигание, подвешивание, и множество прочих хардкорных садомазохистских элементов – таких, например, как забивание скрепок степлером в собственный язык, или удерживание на весу какой-то достаточно массивной байды при помощи собственной же, простите, елды. но чем больше людей выводят под руки в предынфарктном состоянии с представлений circus mundus absurdus – тем популярнее становятся эти представления!
сма показывают файр-шоу, гуляют по битому стеклу, подвешивают друг друга на крючьях, глотают шпаги и вытворяют со своими телами великое множество других занимательных вещей. этот коллектив воплощает на сцене самые темные оттенки человеческой психики, приглашая публику в незабываемое путешествие к пределам возможностей тела.
важная часть концепции circus mundus absurdus – их оригинальная постановка в стиле боди-арт, выполненная в манере comedia del arte. трое из участников труппы – профессиональные мастера пирсинга, двое из которых работают также в качестве модификаторов тела. сма придают классическим факирским трюкам энергичный драв, вдыхая в них новую жизнь.
circus mundus absurdus начали выступать одиннадцать лет назад. нынешний состав труппы работает вместе с 2003 года. за время своей карьеры финские фрики дали несколько сотен живых представлений на различных площадках, начиная с пабов, ресторанов, баров и ночных клубов, и заканчивая рок-фестивалями, андеграундными и авангардными вечеринками, тату-конвентами, и даже свадьбами. несколько раз сма выступали и в нашей стране.
стоит упомянуть, что у их знаменитого земляка, бод-модера сампы фон киборга, также есть свое садо-мазо шоу, с которым он колесит по всему миру. но если cma привносят в свои перформансы изрядную долю юмора (вы только посмотрите на эти одухотворенные улыбающиеся лица!), то на выступлениях киборга царит серьезная и мрачная атмосфера.

бесконечная оргия

сидит баба на заборе
в алюминиевых трусах.
а когда ее раздели,
оказался он шпион.

народное творчество

если помните, в один из недавних обзоров, озаглавленный “прославленные ублюдки”, должен был войти британский музыкант дженезис пи-орридж, сделавший очень много для достижения статуса авторитетного антигероя. но из топа таких персонажей его тогда нагло выдавил мика люттинен из impaled nazarene. что ж, теперь у дженезиса появился шанс отыграться, ведь в контекст нынешнего исследования его творчество вписывается как нельзя лучше.
пи-орридж и его тусовка (в которую какое-то время входили, в частности, основатели coil джон бэланс и питер кристоферсон) считаются отцами-основателями всей индустриальной музыки. в принципе, данное утверждение в какой-то степени соответствует действительности – эти люди придумали если не сам стиль индастриал, то уж такое название для него точно.
идеи, которыми живет мир bdsm, были одними из ключевых в творчестве основанной пи-ориджем группы throbbing gristle (ханжи могут продолжать думать, что данное выражение означает “пульсирующий хрящ”, тогда как на самом деле речь идет об эрегированном члене). эта команда была чем-то вроде circus mundus absurdus 70-хб разве только перформансы ее носили совершенно уж запредельно скотский характер (в ход шел не только садомазохизм, но и перверсии куда похлеще, вплоть до копрофилии), а сопровождалось действо исполнением музыки собственного сочинения. основанный участниками throbbing gristle лейбл industrial records просуществовал до 1981 года, выпустив множество записей, пропагандировавших садомазохизм, порнографию и геноцид.
впоследствии пи-орридж отошел от дел throbbing gristle, сконцентрировав внимание на другом своем детище, группе psychic tv. группа распалась. но зерна, что были ею проращены, упали на весьма благодатную почву. многие приемы, которые ввели в обиход throbbing gristle, были взяты на вооружение поколениями их последователей. девяносто процентов групп, причисляющих себя (или причисляемых публикой) к жанру индастриал, так или иначе (в атрибтике, шоу, лирике) пересекаются с bdsm-тематикой в своем творчестве. вспомните клипы и шоу rammstein, мэрилина мэнсона, фотосессии deathstars и cnk. наверняка встают перед глазами многочисленные “фашистские” фуражки? этот атрибут также прошел через горнило bdsm – ведь многие приверженцы этой культуры мечтают попасть в руки к жестокому гестаповцу. вот уже почти сорок лет продолжается на концертных площадках всего мира кровавая индустриальная оргия, и конца края ей не видно, да и не надо.
а человек, который дал толчок всему этому, помимо всего прочего, является сегодня еще и наполовину транссексуалом. несколько лет назад дженезис пи-орридж имплантировал себе силиконовую женскую грудь (от своего “throbbing gristle” он при этом избавляться не стал), зайдя в модификациях тела дальше многих других.

люди в черном-3

ты куда летишь печальный призрак?
вот он я, готический твой принц.
ты выглядишь как труп твоей собачки,
которую насиловал фашист.

агата кристи. “садо-мазо”.

bdsm-атрибутика весьма популярна в готических кругах. причем зачастую, надевая шипованный ошейник, или подвешивая на пояс плетку, человек даже не представляет себе, откуда пришли эти аксессуары, и что они могут обозначать. некоторые готы знакомы с bdsm лично, и сами это практикуют. другие – и таких гораздо больше – просто используют садомазохистскую эстетику и атрибутику для придания своему имиджу более мрачного колорита. bdsm-антураж вносит в готические костюмы дополнительную агрессию и сексуальность – а эти качества среди готов в цене.
но вещи, которые садомазохистами на используются на практике, для готов и готесс имеет в большей степени эстетическое значение. так, например, бондаж – то есть, разнообразные приспособления для обездвиживания партнера, в садомазохизме используются по прямому назначению – то в готике все эти ленты и цепи являются элементами одежды. движений они не стесняют, и представляют собой обычную бутафорию. наручники в bdsm-мире применяются для подвешивания или приковывания. также садомазохисты могут носить их на поясе в качестве опознавательного знака для потенциальных партнеров. но если стальные браслеты побрякивают на поясе у посетителя готической вечеринки – то это, вероятнее всего, не более чем простое украшение. также готы (как правило, девушки-готы) используют наручники во время фотосессий – для имитации нечеловеческих страданий.
пирсинг для готов имеет исключительно эстетическую ценность. а вот в bdsm-практиках он служит в первую очередь для сексуальной стимуляции. но может также использоваться для… подвешивания.
поводок у садомазхистов призван обозначать преданность раба господину, добровольную привязанность к нему. в готической же тусовке он, наоборот, используется как символ насильственного порабощения и страдания – но чаще демонстративного, а не реального.
татуировки, которые в околомузыкальных субкультурах также исполняют роль простого украшения, для садомазохистов имеют более широкий спектр значений. они могут накалываться на теле, как клеймо – символ преданности раба своему господину, или принадлежности к bdsm-культуре, как таковой.
знаменитый готический корсет также имеет двоякое значение. девушки-готессы используют его как элемент средневековой эстетики. а вот в садомазохизме корсеты применяются для связывания или причинения боли, и еще иногда для придания мужской фигуре сходства с женской.
многие готы носят маски. это должно придавать образу либо загадочность, либо же мрачность. в bdsm же маска является одним из элементов бондажа. классическая маска раба обычно не имеет прорезей для глаз (а если имеет, то очень маленькие), а на месте рта у нее – застежка-молния. такой костюмчик вы могли наблюдать на одном из персонажей фильма “криминальное чтиво”.
ошейник садомазохиста символизирует принадлежность конкретному господину, выражает желание подчиняться. часто bdsm-ошейники снабжаются биркой с именем хозяина. возможно, это делается для того, чтобы другой господин не наложил свои загребущие лапы на заблудившегося раба. в готике ошейник является одним из самых распространенных аксессуаров. изначально он был перенят у панков как символ агрессии. потом его стали носить, как бы защищая шею от укуса вампира. и, наконец, утратив символический смысл, ошейник превратился в обыкновенный элемент одежды.
плетку готы могут носить на поясе как все тот же символ агрессии. для чего она нужна садомазохистам, объяснять, думаю не требуется.
взаимосвязь готической и bdsm-культур, а также бытующие среди молодых готов стереотипы о садомазохизме были с изрядной долей иронии продемонстрированы в песне, фрагмент которой стал эпиграфом к настоящему разделу статьи.

вот видите? всего-то четыре буквы, но, как вы только что убедились, за ними скрывается целый огромный мир, таящий множество укромных, порой довольно интересных, а иногда – опасных уголков. и ведь освещено-то было на самом деле далеко не все. честно признаюсь, за время создания данного материала с меня семь потов сошло – будто бы побывал на сеансе у ненасытной “госпожи”…


Leave a Reply


ВОЙТИ КАК УЧАСТНИК ДОБАВИТЬ ПРОФИЛЬ

 
×
 
×
ЧТО-ТО ЗАБЫЛИ?
×

Go up